Найти работу в Москве

Москва  


30 сентября 2024  Соискателям, Новости трудоустройства, Работодателям

Правила эффективной рабочей коммуникации

РДВ-СОВЕТЫ:

Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, — это вы в прошлом.

И единственный человек, лучше которого вы должны быть, — это вы сейчас.

Зигмунд Фрейд

На тему улучшения внутрикомандного взаимодействия написано множество статей. Тексты пестрят малопонятными большинству терминами и, после прочтения двух-трех таких материалов, ничего в голове по полочкам не раскладывается, а скорее наоборот — перепутывается. «Умное рабочее пространство», «кодирование информации», «радикальная откровенность», «инвестирование в себя», «инклюзивность» и прочее — это, конечно, хорошо. Но все-таки больше о сферическом коне в вакууме, а не о реальной обстановке на работе: где, например, главный бухгалтер постоянно конфликтует с отделом продаж, а шеф всегда демонстрирует персоналу травмирующее депрессивное состояние — «все плохо, сейчас последуют репрессии». И с годами ничего не меняется.

Большинство теорий и схем, описывающих идеальное деловое общение, которые нам сейчас предлагает информационное пространство, скомпонованы без учета самого главного — человеческого фактора. А ведь состояние психики и нервной системы людей, задействованных в любом процессе, напрямую влияет на то, как будут развиваться ситуации с их участием. И эти люди вовсе не роботы — их предпочтения, настрой, возможности зависят от множества факторов, у них достаточно «тараканов», в конце концов. А потом наши «тараканы» встречаются в офисе и понеслось…

Простой пример: Если руководитель начнет постоянно повышать голос на подчиненных и игнорировать положительные результаты их работы, очень скоро сотрудники потеряют интерес к трудовой деятельности и задумаются о том, а не слишком ли мало они получают за такие явные неудобства? И никакие инновации не спасут.

Коммуникация эффективна только тогда, когда вы выстраиваете общение с учетом особенностей конкретных людей, с которыми взаимодействуете, их интересов на данный момент, при этом имея в виду сложившуюся иерархию в коллективе.

Но интересы бизнеса и наемных работников всегда в каких-то точках сходятся, а в каких-то — расходятся. Поэтому главная задача обеих сторон — увеличивать территорию соприкосновения общих интересов. Ведь чем больше будет наша заинтересованность друг в друге, тем продуктивнее окажется сотрудничество — больше будет вложено идей, стараний и заботы. А значит товары и услуги такой организации только выиграют в качестве и, естественно, привлекут к себе повышенное внимание потребителей. Продажи по сути — это борьба за аудиторию. Так вот бороться надо вместе. Если же внутри компании, как это часто бывает, каждый пытается урвать свое, игнорируя общие задачи, рано или поздно такой бизнес «сделает» более слаженная команда. И аудитория переключится на тех, кто: предлагает что-то наиболее полезное, оригинальное; тестирует новые форматы; работает качественнее и быстрее; внимателен и отзывчив к клиентам.

Как увеличивать территорию общих интересов?

Бизнесу: выплачивать премии за хорошую работу и удачные инициативы; предоставлять персоналу расширенный соцпакет, бесплатное обучение; продвигать работников по карьерной лестнице за понятные коллективу заслуги; помогать и идти навстречу в трудных жизненных ситуациях и тому подобное. Когда человек видит, что его действительно ценят и вознаграждают за старания, а не относятся к нему, как к быстро заменяемому винтику в машине, его работоспособность повышается вдвое. 

Возьмите за правило периодически устраивать «мозговой штурм». То есть стимулируйте вовлеченность всех сотрудников в производственный процесс, поощряйте их активность, обмен идеями, совместные решения, как улучшить свою работу. 

Наемному работнику: соблюдать дисциплину; быть комфортным в общении с коллегами; получать новые знания и развивать навыки, которые могут быть полезны работодателю; расширять круг своих обязанностей; демонстрировать готовность вкладываться в общее дело в тяжелое для бизнеса время.

Что же касается непосредственно общения, то здесь правила универсальны, какую бы должность вы не занимали. Перечислим несколько основных…

  • Структурируйте всю подаваемую информацию. Работайте над четкостью речи, устной и письменной грамотностью, избавляйтесь от слов-паразитов. Разглагольствования не по существу и ошибки в письме — это быстрое обесценивание со стороны окружающих. 
  • Старайтесь не слишком уж эмоционально окрашивать свою речь. Чужой сильный эмоциональный поток никому не нужен, осознайте это. Если только вы не на романтическом свидании. Чрезмерный позитив, опять же, приведет к быстрому обесцениванию вас, а возбуждение и негатив всегда отталкивают. Придерживайтесь золотой середины — так ваши слова будут иметь наибольший вес, к вам начнут прислушиваться. 
  • Не повышайте голос, не давите и ничем не шантажируйте. Лояльность любого человека можно уничтожить таким образом за минуты, причем раз и навсегда. Учитесь аргументировать и договариваться. 
  • Но не закрывайте глаза на пренебрежительное отношение к себе и своим обязанностям. Не выставите границы сразу (корректно, но твердо), встречное неадекватное поведение будет нарастать, как снежный ком.
  • Как можно меньше контактируйте со странными коллегами, реакции которых вас «царапают». Поверьте, если вам кажется, то вам не кажется. Наше подсознание намного мудрее нас — не игнорируйте его сигналы. Если человек не умеет держать себя в руках, от него будут одни неприятности.
  • В рабочих чатах формулируйте сообщения так, чтобы никого не задеть — вежливо. Поскольку публичное унижение со стороны руководства — это стресс и падение мотивации сотрудника. А пренебрежение со стороны коллег — шаг к началу конфликта (явного или скрытого — это уже зависит от особенностей конкретного работника). 
  • Сохраняйте переписку по важным вопросам. Чтобы можно было аргументированно «отбить» претензии, в случае их возникновения. «Мы вам этого не писали. Вы нас об этом не уведомляли» — любимые оправдания оппонентов. 
  • Ваши знания — ваша сила. Делитесь ими с людьми — за это всегда ценят. 
  • Не обманывайте и не вводите в заблуждение. Никогда не присваивайте результаты чужого труда. Правда имеет свойство всегда выплывать наружу. А репутацию уже не восстановишь. 
  • Не выдвигайте личные амбиции на передний план. Зацикленность человека на чем-то интерпретируется окружающими, как его слабость. Кстати, это действительно так — перед вами перекос в личностном развитии. А дальше стандартно: обесценивание, падение авторитета.
  • Не берите на себя больше, чем реально можете сделать в установленные сроки. И вообще не обещайте лишнего. Если вы уже согласились с каким-то запросом со стороны начальника или подчиненного и не выполнили того, что обещали — это всегда хуже, чем конструктивное обсуждение текущих задач, спорных вопросов и поиск компромисса. 
  • Научитесь эффективно распределять рабочее время и не позволяйте коллегам отвлекать вас — сбивать с нужного ритма. Начнете поощрять пустую болтовню и пересуды, будете регулярно трудиться в режиме аврала, а ваша фамилия автоматически попадет в список главных сплетников.
  • Однако участвуйте в корпоративных мероприятиях, не отгораживайтесь от коллектива. В первую очередь поддерживают тех, с кем сложились приятельские отношения. 
  • Не озвучивайте информацию о высоком уровне дохода вашей семьи или активах, которыми располагаете. Вообще никому. Если есть что озвучивать. Косвенно это все равно повлияет на отношение к вам коллег, и на принятие решения о пересмотре вашей зарплаты в будущем. Так уж устроен человек: всегда будет думать «а у него и так много». Не забывайте, что среда, в которой мы все взаимодействуем, прежде всего конкурентна.  
  • Не бросайтесь опекать «слабых, вечно несчастных и нуждающихся». Во-первых, «вечно нуждающийся» — это деструктивная психологическая установка. У таких людей не развито самоуважение, и они неосознанно используют данную модель поведения (демонстрацию крайней нужды в чем-то), чтобы с наименьшими усилиями получить от социума какие-то блага. У них это в детстве получалось и вошло в привычку. А во-вторых, истинной благодарности и порядочности от товарищей с такой установкой не ждите. Они просто не умеют так себя вести — не доросли (самоуважения-то нет). Развитый человек, способный взять на себя ответственность за свою жизнь, подобную маску просто не натянет, даже если и правда будет очень нуждаться в чем-то — гордость не позволит. В-третьих, это еще и любимая маска психически нездоровых и людей с разного рода зависимостями. И если вступать с ними в тесное взаимодействие из жалости и сострадания, естественно, не зная всей правды, — последствия будут печальными. А рекрутеры далеко не все с психологическим образованием и уж тем более не психиатры — на них не надейтесь, могут и недосмотреть при приеме на работу. 
  • И, конечно, не смешивайте личную жизнь и работу. Только если встретите человека своей мечты и решите вступить в брак, и он тоже не против такого развития событий. В противном случае потом не разгребете. 
  • Старайтесь улаживать проблемы внутри коллектива — не выносите все трения на уровень руководства. Большинство спорных ситуаций можно урегулировать и без привлечения «тяжелой артиллерии». Не стоит постоянно ходить с жалобами «на ковер», такие кадры ни у кого уважением не пользуются. 

Текст: Карина Мурадян

Фото: Freepik.com